«Глыба» на  шахматной карте Урала (часть 7) - Федерация шахмат Свердловской области

«Глыба» на  шахматной карте Урала (часть 7)

Мы завершаем публикацию статей Анатолия Терентьева об Александре Ивановиче Козлове написанных по его воспоминаниям.

В конце 40-х  начале50-хгг. очень активную  деятельность  развили нижнетагильские юные композиторы-братья Яков  и Феликс Россомахо ,В. Назаров,  В. Малий под  руководством опытного Б. Назарова, разработавших новую  тему, получившую название» Тагильская»

Впервые она была представлена на Всесоюзном  конкурсе им.М,И.Чигорина в 1949-1950г.

 Я.Россомахо.1949 -1950г.1 похвальный  отзыв..  Всесоюзный конкурс памяти М.И.Чигорина.

                                         Мат в  2 хода.

Тема» перемена повторных  угроз с переменой матов на продолженные защиты впоследствии названной «тагильской.» В задаче тема выражена в игре  чёрного коня. 1.Ле4.Ложный след1.Лс6 опровергается 1…а5.

Одна из лучших задач на «Тагильскую»  тему ,получившая почётный отзыв на Всесоюзном  конкурсе   памяти В .Платова.

                                           Ф. Россомахо.

                           МК  В.Платова.1954-1955г. 2-й поч. Отзыв. 

Мат в  2 хода.1.Кс7!,1..de 2.Cc4х, 1…Cd4 2.Cf5х, 1…Сс5 2.Фd5х, 1…Крf3 2.ф:е3Х, 1…Kg4 2.Фd3х.Тагильская тема с двумя корректирующими защитами от повторных угроз.

Для творческой работы композиторов уральская и тагильская темы таили в себе широкие далеко  неиспользованные возможности.   Александр Иванович выделяет группу молодых композиторов в Молотове во  главе с талантливым  композитором и организатором Юрием Вахлаковым, куда  входили Р. Якимов, Р. Вахлаков, Н. Любимов, Н. Малышев и др .Их работы отличались отсутствием шаблона и свежими идеями. Подводя некоторые итоги творческой работы уральских композиторов в области  двухходовых задач, он отмечает, что ряд авторов, таких как П. Бабич, П. Печёнкин, А. Копнин зарекомендовали себя как высококлассные  композиторы и в других  разделах шахматной поэзии. Александр Иванович внимательно  отслеживал  все процессы, происходящие в  композиторской среде, активно участвуя в дискуссиях и выражая свою точку  зрения на них.

В своих  статьях о путях развития советской шахматной  композиции Козлов отмечает, что в послевоенные годы в творчестве ряда ведущих советских  шахматных композиторов стали обнаруживаться серьёзные срывы, явившихся следствием пренебрежения к запросам широких слоёв шахматистов- любителей задач и этюдов .Отсутствие принципиальной критики в среде советских композиторов негативно  сказывалось и на технических требованиях к современным задачам и этюдам. Первыми критическими выступлениями стали  статья ведущих советских  композиторов  Гуляева и Кофмана в журнале »Шахматы   вСССР»№8 от 1948г. и статья чемпиона мира М. Ботвинника »Три Этюда» в »Шахматах в СссР»№4 за 1949г.в которых  сделаны попытки вскрыть основные недостатки современного состояния советской  шахматной  композиции.  Статья Кофмана  и Гуляева подвела итоги творческой дискуссии о путях развития отечественной композиции и указала  те вехи, по  которым она  должна развиваться. Это безусловно заставило  многих композиторов пересмотреть свои творческие позиции и повернуться лицом к широким массам любителей  задач и этюдов. Но  в то же  время  Александр Иванович отмечает, что задачи  самих авторов статьи, опубликованных в 1947-1948гг. в корне противоречат сформулированным ими  установок  и требований . Статья М. Ботвинника подвергает критике  этюды    Гуляева и Бирнова на Всесоюзном конкурсе посвящённом 16 чемпионату СССР ,а также  указывает на недочёты в судействе. Но наибольший резонанс в  дискуссии вызвала статья  Петрова в «Шахматах вСССР»№6 за 1948г.»Советская шахматная  школа в этюдной композиции.» В этой статье вопрос о путях развития советской  композиции  ставится  глубже и шире  чем в  предыдущих статьях, но как считает Александр Иванович-«к сожалению содержит ряд крупных недостатков, заключающихся в противоречиях автора своим  же взглядам и высказываниям в этой статье.» Свои эстетические  взгляды по  отношению к современному этюду Петров ориентировал  на рядового шахматиста средней силы считая, что длинное и трудное  решение является недостатком  этюда. А.И. Козлов категорически  с этим не согласен. «Право на существование имеют как простые, так  и сложные задачи  и этюды ,но обязательно, красивые  занимательные»,- подчёркивает он. Не согласен Александр Иванович и с обвинениями в адрес некоторых  советских  композиторов в желании получить высшие  отличия путём создания специально приспособленных к «вкусам» зарубежных  конкурсов задач и этюдов, лишённых художественных достоинств произведений. Любопытно, что в качестве примера  такого приспособленчества и формализма Петров приводит один  из  этюдов Л. Куббеля   который считался неофициальным  чемпионом мира по шахматной композиции и  хорошо  знал  вкусы судей и получал  больше всех призов  за свои произведения. Называя  Куббеля  классиком в одном месте, а в другом приспособленцем, автор противоречит сам себе.  Необъективной  считает Козлов  критику теоретических работ и творчества известного  композитора Гербстмана. Его литературные  труды »Современный шахматный этюд» и »Шахматный этюд в СССР» являются настольными книгами каждого композитора и рядового любителя шахматной композиции. Книга Гербстмана» Шахматная партия и композиция» ,по признанию А. И. Козлова, открыла ему как  шахматисту-практику всю красоту шахматной композиции и на ярких примерах показать её связь с практической партией. Петров резко обвинял Гербстмана за его попытку выделить в этюдной композиции три направления-классическое, романтическое и реалистическое. Александр Иванович считает,что это можно только приветствовать, что  это первая попытка подвести фундамент для современного понимания этюдной композиции, поскольку она претерпела определённую  эволюцию и нуждается в некоторых определениях. Не приемлет Козлов и стремление  Петрова как можно рельефнее оттенить »огрехи» в творчестве Королькова и даже приписать ему тех, которых у него нет. Так, утверждая в формализме и ошибках в этюдной композиции Королькова, автор  приводит примеры его  этюдов, получивших призы во Всесоюзном первенстве 1930года,на котором все участники первенства(они же были и судьями)во  главе с Троицким признали превосходство этюдов Королькова. Правда, причины к этому побудившие автор  статьи не объясняет. Козлов же так объясняет  высокую  оценку судей-«Те годы были годами исканий и свежие  оригинальные идеи, пусть даже в недостаточно отработанной форме привлекали своей  новизной» .Жизнь показала, что было  заблуждение для многих, но  в то время это  была дань времени, дань  увлечению. Полемизируя с Петровым Александр Иванович высказывает и свои взгляды на  современное состояние задачной и  этюдной композиции и путях их развития. Прежде всего, считает он, надо внести ясность в вопросе принципиального отношения к шахматной композиции со стороны шахматистов-практиков. Простота и доступность массовому шахматисту идей,  и популяризации  замыслов,  тем, комбинаций шахматной  композиции возможны лишь при умелой пропаганде её  через шахматные  отделы в газетах и журналах ,путём  издания специальной литературы. Это повысит общую  культуру шахматистов-практиков, поможет претворять задачные и этюдные идеи в практической партии. Хотим  мы или нет, но шахматная композиция является одним из разделов шахматного искусства. И нельзя выхолащивать задачу в угоду партии. Композиция и шахматная партия должны дополнять друг друга. Чем скорее и чем популярнее мы будем знакомить практиков-шахматистов с композицией, тем больше будет процветать шахматное  искусство,-считает А.И. Козлов. Большим  заблуждением шахматистов-практиков является полное незнакомство с шахматной композицией. Следующее положение заключается в том, что в шахматной партии мат  является целью(или  самоцелью),что  обусловлено спортивным условным моментом.  Мат  же в  композиции является не самоцелью, а средством при помощи которого воплощаются интереснейшие     комбинации, неожиданные,  парадоксальные, занимательные, красивые,    художественные и т.д.

Учебно-познавательную  ценность имеют  и другие  статьи  А.И. Козлова пропагандистской популяризаторской  направленности  »История возникновения и развития шахмат(краткий обзор) и ,особенно, »Шахматная  композиция» в которой он разъясняет суть  шахматной  композиции, её самостоятельную роль в шахматном  искусстве.

Терентьев А.Т.

Прокрутить вверх