«Глыба» на  шахматной карте Урала (часть 6) - Федерация шахмат Свердловской области

«Глыба» на  шахматной карте Урала (часть 6)

Продолжаем публикацию статей Анатолия Терентьева об Александре Ивановиче Козлове написанных по его воспоминаниям.

С переездом в Свердловск в 1956году мастеров Валентины и Георгия Борисенко команда заметно усилилась и сумела в 1960году завоевать звание  чемпионов СССР по телеграфу, победив шахматистов таких городов как Москва, Ленинград, Киев, Ереван, Алма-Ата и Фрунзе. И лишь в  двух партиях- с Ростовым на Дону и Вильнюсом, игра  закончилась  вничью.

Первенства РСФСР среди городов по телеграфу регулярно проводились с1948г.Первым же  победителем Всесоюзного первенства городов стала в 1957-1958гг. стала команда Свердловска

Свердловск — Омск, 1957 год. Командное первенство городов по  телеграфу.  Партию  вели супруги Г. и В. Борисенко.

1.d4 Kf6 2.c4 g6 3.Kc3 Cg7 4.e4 d6 5.Ce2 Система Авербаха, являющаяся в те годы фирменным оружием Георгия Борисенко за белых в староиндийской защите.

5… c5 6.d5 e5 Черные переводят борьбу в огнеупорную защиту Бенони. Закрывая центр они проигрывают в пространстве, но получают возможности на подрывы пешечной цепи белых путем f5 и b5. Более популярно 6… 0-0 с последующем 7… е6.

7.Cg5 h6 8.Ce3 Ka6 Черные проявляют осторожность. Ошибкой было бы напрашивающее 8… 0-0, после чего белые путем 9.h4 или  9.g4 начинали стратегический зажим позиции белых, характерный для варианта Авербаха.

9.h3 Белые «ждут» рокировку черных, сохраняя возможность g4, и подготовляют выход коня на поле f3.

9… Kc7 10.Kgf3 a6 11.a4 Зажим позиции черных на обоих флангах – типичная стратегия за белых в системе Бенони.

11… Cd7 12.Kh2

Тонкий ход. Белые делают вид, что готовы сразу или после рокировки вскрыть центр ходом f4, с одной стороны, и надавить на пешку h6 путем Фd2 и Кg4, с другой. Еще точнее этот маневр было проводить, предварительно сделав ходы 9.а5 Лb8.

12… g5? Черные попадаются на провокацию белых. После 12… Лb8 13.а5 b5 14.ab Лb6 15.Фd2 0-0 они сохраняли приемлемую позицию с контригрой. Теперь белые намечают план использования слабых белых полей на королевском фланге и осуществления подрыва пешечной цепи черных на ферзевом фланге путем b4.

13.a5! Лb8 14.Фс2 b5 15.ab Л:b6 16.00 00 17.Ла5 Фb8 18.Лfb1 Kh7 19.Cd3 Препятствуя прорыву f5. После 19… Фс8 20.Ка4 Лb8 21.b4! позиция вскрывалась к выгоде белых.

 19… Лfd8 20.Kf1 Начиная борьбу за слабое поле f5. С этой целью один конь расположится на поле g3, а другой займет поле е3. Располагая большим пространством белые легко лавируют в своем лагере, в то время как фигуры черных прижатые к 8 и 7 горизонталям мешают друг другу и лишены должной координации.

20… Kf8 21.Kg3 Kg6 22.Cd2 Kf4 23.Cf1 Можно было сразу 23.Кd1.

23… Фb7 24.Kd1 Лdb8 25.Ла2 Фс8 26.Са5 Лb7 27.Лba1 Ke8 28.Ke3 Kg6 29.Ce2 Крf8 30.Cc3 Лba7 31.Cg4 Первая часть плана белых выполнена. Белые поля в их власти, а черные лишены на королевском фланге контригры. Теперь белые начинают методично готовить прорыв b4 на ферзевом фланге.

35… С:g4 32.hg Kh4 33.f3 f6 34.Крf2 Kc7 35.Ke2 Конь идет на ключевое поле d3.

35… Ke8 36.Kc1 Крg8 37.Kd3 Cf8 38.b4 cb 39.К:b4 Завладевая полем с6.

39… Лba8 40.Kc6 Лаh7 41.c5

Красивый прорыв, но возможно   было и простое 41.Лb1 и белые после 41… h5 42.Лаb2 hg 43.Kg4 или 41… Лb7 42.Лb7 Фb7 43.Лb2 врывались тяжелыми фигурами в лагерь черных.

41… dc 42.Kc4 Лhb7 43.Лаb2 Точнее было играть на полную доминацию путем 43.Са5 Кd6 44.Кb6. Теперь черные находят возможность несколько осложнить игру.

43… Kd6 44.Kb6 Л:b6 45.Л:b6 h5 46.gh Kc4! 47.Ca5 Черные грозили Кg2. После  хладнокровного 47.Лbb1 Kg2 48.Фа2 Кgе3 49.Ка5  белые сохраняли качество и ликвидировали инициативу черных. Однако позиция белых так хороша, что даже отдавая назад качество они прорывают оборону черных.

47… К:b6 48.С:b6 Фb7 49.Cd8 Фh7 50.С:f6 Ф:h5 51.К:е5 Khg6 52.Keg4 Kgf4 53.g3 Kg6 54.Крg2 Фh7 55.Лаh1 Фf7 56. е5 и чёрные сдались.

Воспитанники шахматного клуба  свердловского Дворца  пионеров. Выпуск 1956г.   1-й ряд. Слева направо: Л.Рабинович, А.И.Козлов, И.Паздников, И .Хмельницкий. 2-й ряд: В. Леонидов, А.Земцов, М. Соловьёв, Н. Гинзбург. 

  Участники  и судьи  мужского и женского чемпионатов Свердловска 1956г.

Первый ряд. Справа налево: 3-й Г.Иливицкий,4-йА.И.Козлов(гл.судья),Второй ряд.Слева направо В.Венедиктов, Медников, Н.Мартюшов.Стоят 8-я  — Т.Филановская, М.Малкина, Д.Пинягин, Ю.Гуськов. Верхний ряд.Слева направо:Юдинцев,Л.Шевелёв,М.Соловьёв,В.Заверняев,В.Винокур,Ю.Шмагин,А.Шофман(судья)Е.Кессельман(гл.секретарь)В.Стрекаловский ,  А.А. Костин(судья), судья, Б. Петров, Д. Тылевич, В. Стадухин.

Свердловская областная комиссия по шахматной  композиции.  1966г.(первый слева в1-ом ряду  В.Брон. 3-й А.Козлов. Во втором ряду в середине Ю. Лазарев)  

               На переднем плане  слева М.Малкина ,справа А.Дайбо-Вахонина.

Второй Областной межсоюзный шахматный турнир на  первенство профсоюзов Свердловской области 1936-1937гг. Женская  группа и оргкомитет.    А. И. Козлов (Главный судья.) в  центре  первого  ряда.

Всесоюзный юношеский турнир 1946 года. Первый ряд: второй слева – В.  Малкин, третий – Т. Петросян. Третий ряд: первый справа – Н.  Крогиус, второй – В. Корчной. Фото 1946 года. 

 Участники и судьи чемпионата Свердловской области среди мужчин.1964г.

По материалу статей А. И. Козлова   »Новые  идеи в  произведениях уральских композиторов» и «Ещё раз о  путях развития советской шахматной композиции.»

Шахматная композиция на Урале имеет свою небольшую по  сроку, но богатую по содержанию историю. И к ней Александр Иванович имеет  самое непосредственное  отношение будучи по сути её родоначальником. А всё практически  начиналось с организации  шахматных отделов в областных газетах -пионерской »Всходы коммуны» и комсомольской »На смену» в 1935-1937г.г.которыми  руководил А.И. Козлов.   Вокруг них ,благодаря проводимым  конкурсам  решения и составления  задач в  период с 1936 по 1941год объединились около 500 человек-постоянных  решателей и 47 составителей шахматных задач и этюдов. Ещё в довоенное время  лучшие произведения молодых самых способных из них Комарова Г. ,Ицинсона, Никулина печатались на страницах журнала »Шахматы в СС СР»  Кадры композиторов Урала  в период Великой отечественной  войны существенно усилились и пополнились мастером  по шахматной  композиции В.А.Броном, переехавшим на постоянное местожительства в Свердловск, известными композиторами С. Л. Лейтесом (Челябинск) и Б. Назаровым.(Н.Тагил.)Прежде всего в 1945году было  организовано Уральское отделение шахматных композиторов при свердловском областном комитете по  физкультуре  и спорту, председателем которого до 1956 года был В. А. Брон. Кипучая  деятельность  отделения по пропаганде  шахматной  композиции, путём проведения уральских и областных конкурсов по составлению  задач и  этюдов, организации Свердловским областным комитетом ФК и спорта в 1946году Второго Всесоюзного конкурса составления задач и этюдов, в котором самое активное  участие приняли уральские  композиторы,  способствовала появлению новых  молодых способных композиторов Урала.В первые же послевоенные годы появились новые кадры способных молодых композиторов, таких как А. Копнин и                                                       Ю. Белякин(Свердловск),А. Кондратьев и В.Фёдоров(Каменск-Уральск),Н.Мансуров(Верх-Невьянск)А.Антимонов(Молотов) и группа  школьников  из Нижнего  Тагила-братья Я. и Ф. Россомахо ,а также В. Назаров, В. Малин, А. Спиров… Наиболее активную  творческую  деятельность проявляли А.Копнин и Ю. Белякин и братья Я. и Ф. Россомахо, добивавшихся крупных и творческих успехов в областных и Всесоюзных конкурсах. В 1947году  уральские композиторы в товарищеском матче на 7 досках одержали победу со счётом 8:6 над  командой Москвы. В командном  турнире городов и республик по  шахматной композиции уральцы были в 1948году четвёртыми ,а в 1949 третьими. Как отмечает Александр Иванович    что « молодые  композиторы не замыкались в рамках старых разработок  тем и идей, каждый стремился внести в свои произведения что-нибудь  новое, оригинальное.»Особенно  это удавалось преподавателю Свердловского кооперативного техникума А. Копнину, который разработал в 1947году новую двухходовую тему, названную им « Уральской»,заключающейся в сочетании повторных угроз с добавочной защитой и комбинациями в попытках. На Всесоюзном  конкурсе журнала »Шахматы  в СССР» в 1947году его двухходовка была признана самой  яркой по оригинальности и новизне и получила  первый приз.

                 А.Копнин.1947г.»Шахматы в СССР » 1 приз

.     Мат в 2 хода. 1.Се4!.Уральская тема осуществлена в 3-х тематических вариантах, что является исключительно трудным замыслом

        А.Копнин. 1951г.Всесоюзный  конкурс»Шахматы в СССР  

Мат  в 2 хода.  Уральская тема с переменой матов на корректирующие защиты чёрных. Ложный след очевиднее  решения и имеет  хорошее опровержение.1.Kg6!1…Ле4 2.Фd8x , 1…Ке42.Ке7х,1…Кре4 Л:d3x.1.  Kd7 ?2…Фh6

Впервые реализована уральская тема с переменой  матов на корректирующие защиты чёрных.

. Много работали над расширением уральской темы и другие свердловские композиторы П. Печёнкин, Р. Телегин, В. Брон, В. Великославский , М. Гафаров,  С.Турьев и др. Появились задачи с трёхвариантным выражением и переменой игры в  Уральской теме.

        

  

Прокрутить вверх